Толмачёва Ольга Анатольевна

Окружной семинар для педагогов "«Применение педагогических технологий в образовательном пространстве детского сада»

25 апреля [чт]

 «Система работы по применению педагогических технологий в образовательном пространстве детского сада».

Подготовила: старший воспитатель СП д/с «Огонёк» ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Кинель-Черкассы Толмачёва Ольга Анатольевна.

Сегодня мы поговорим о педагогических технологиях и их эффективном применении в образовательном пространстве детского сада.

Сам термин «технология» - от греческого искусство, мастерство. В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие «педагогическая технология».

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств.

После введения ФГОС ДО в систему дошкольного образования воспитатель должен заниматься развитием ребенка, основываясь на комплексно - тематическом принципе построения образовательного процесса; решать образовательные задачи не только в рамках непосредственно образовательной деятельности (НОД), но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; строить образовательные процессы на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому современному воспитателю необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка. Кроме этого педагог должен быть готов гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования, адаптировать его с учётом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов детей.

Освоение педагогами новых педагогических технологий в дошкольном образовании – это залог успешного развития личности ребенка.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

Здоровьесберегающие технологии;

Технологии проектной деятельности;

Технология исследовательской деятельности;

 Информационно-коммуникационные технологии;

Социо-игровые технологии;

технология проблемного обучения

технология разноуровневого обучения

технология коллективного способа обучения

интерактивная технология

технология ИКТ

технология интегрированного занятия

Личностно-ориентированные технологии;

Технология портфолио дошкольника и воспитателя;

Игровая технология

технология «ТРИЗ» и др.

Мне бы хотелось рассказать о тех педагогических технологиях, которые интенсивно внедряют педагоги нашего детского сада в практику.

- Скажите, какие технологии самые важные для сохранения здоровья дошкольника?

«Здоровьесберегающие технологии»

В нашем детском саду разработан комплекс мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку условий для развития и формирования полноценной личности, сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни.

Педагоги и специалисты используют в работе с детьми следующие технологии:

Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, гимнастика бодрящая, корригирующая гимнастика.

Технологии обучения здоровому образу жизни: Физкультурные занятия, ритмика, проблемно-игровые и коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье».

- Коррекционные технологиитехнологии развития эмоцоинально-волевой сферы, коррекция поведения, психогимнастика.

Важное место в использовании технологий сохранения и стимулирования здоровья в нашем детском саду отводится обучению дошкольников правильному дыханию.

Специалисты и педагоги используют методики, позволяющие обучать детей правильному носовому дыханию: парадоксальная гимнастика, звуковое дыхание.

Различные атрибуты, используемые при выполнении дыхательных упражнений обеспечивают интеграцию в развитии дошкольников.

Важность использования нетрадиционного материала: снежинок, ленточек, ярких трубочек, вертушек, и др. невозможно переоценить, т. к. ребенок дошкольного возраста характеризуется наглядно-образным мышлением. При использовании атрибутики дети получают массу впечатлений. Это благотворно влияет на их эмоциональный настрой, а также на весь организм в целом. Разработанные комплексы дыхательной гимнастики включаются во все виды деятельности детей в режиме дня.

Большое внимание уделяется стопотерапии - профилактике плоскостопия и сохранении осанки. Рекомендуется использовать разного вида нетрадиционное оборудование: дорожек здоровья, массажных ковриков, собирательных тренажеров и многого другого, которые повышают эффективность таких упражнений. Для достижения положительного результата, данные упражнения включаются во все режимные моменты.

Для укрепления здоровья ребёнка и профилактики наиболее часто встречающихся заболеваний в детском возрасте воспитателем подготовительной группы была разработана дополнительная общеобразовательная программа — дополнительная образовательная программа «Фитнес-данс» для детей 6-7 лет. Новизна программы заключается в том, что она представляет собой систему комплексных занятий на основе методик детского фитнеса с использованием современных оздоровительных технологий:

  1. игровой стретчинг (детям предлагается игра-сказка, в которой они превращаются в разных животных, выполняя в такой форме физические упражнения);

  2. черлидинг (вид спорта, который сочетает в себе элементы шоу и зрелищных видов спорта: танцы, аэробика, гимнастика).

- Какие технологии становятся самыми популярными среди педагогов дошкольных учреждений?

«Технология проектной деятельности»

В воспитательно-образовательном процессе проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

«Технология исследовательской деятельности»

Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников способность к исследовательскому типу мышления. Надо отметить, что при организации работы над проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

- Назовите Технологию развития нестандартного видения мира, нового мышления?

ТРИЗ – технология (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером.

Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!».

Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения.

Воспитателей нашего детского сада был разработан проект «Система занятий по развитию творческого воображения у дошкольников с использованием элементов ТРИЗ — технологии». Система занятий активно используется педагогами нашего детского сада. Также проект был представлен на XII Международной Ярмарке социально-педагогических инноваций в г. Белгороде в 2014 году и рекомендован к использованию в других дошкольных образовательных учреждениях.

«Личностно-ориентированная технология».

Личностно-ориентированные технологии, ставят в центре всей системы дошкольного образования, личность ребёнка, обеспечение комфортных условий в семье и детском саду, бесконфликтных и безопасных условий её развития. Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде.

- Технология, соединяющая в себе разные образовательные области?

«Технология интегрированного занятия».

Интегрирование - соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом решается несколько задач развития. В форме интегрированных занятий лучше проводить обобщающие занятия, презентации тем, итоговые занятия.

«Игровая технология».

Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого педагога.

К игровым технологиям относятся:

- игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

- группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

- группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

- группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

Помимо вышеперечисленных педагогических технологий в нашем детском саду планируется применение

Технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей дошкольников:

«Технология блоки Дьенеша» и «Технология палочки Кюизенера»

«Блоки Дьенеша».

- Ознакомление детей с геометрическими фигурами и формой, размером предметов;

- Развитие мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать;

- Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, воображения;

«Палочки Кюизенера».

Счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками.

Таким образом, применение педагогических технологий в образовательном пространстве нашего детского сада способствует решению первостепенной задачи развития личности ребенка в деятельности, а значит, гарантирует успех в реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.