Толмачёва Ольга Анатольевна
Окружной семинар для педагогов "«Применение педагогических технологий в образовательном пространстве детского сада»
25 апреля [чт]
«Система работы по применению педагогических технологий в образовательном пространстве детского сада». Подготовила: старший воспитатель СП д/с «Огонёк» ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Кинель-Черкассы Толмачёва Ольга Анатольевна. Сегодня мы поговорим о педагогических технологиях и их эффективном применении в образовательном пространстве детского сада. Сам термин «технология» - от греческого искусство, мастерство. В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие «педагогическая технология». Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств. После введения ФГОС ДО в систему дошкольного образования воспитатель должен заниматься развитием ребенка, основываясь на комплексно - тематическом принципе построения образовательного процесса; решать образовательные задачи не только в рамках непосредственно образовательной деятельности (НОД), но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; строить образовательные процессы на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому современному воспитателю необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка. Кроме этого педагог должен быть готов гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования, адаптировать его с учётом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов детей. Освоение педагогами новых педагогических технологий в дошкольном образовании – это залог успешного развития личности ребенка. К числу современных образовательных технологий можно отнести: Здоровьесберегающие технологии; Технологии проектной деятельности; Технология исследовательской деятельности; Информационно-коммуникационные технологии; Социо-игровые технологии; технология проблемного обучения технология разноуровневого обучения технология коллективного способа обучения интерактивная технология технология ИКТ технология интегрированного занятия Личностно-ориентированные технологии; Технология портфолио дошкольника и воспитателя; Игровая технология технология «ТРИЗ» и др. Мне бы хотелось рассказать о тех педагогических технологиях, которые интенсивно внедряют педагоги нашего детского сада в практику. - Скажите, какие технологии самые важные для сохранения здоровья дошкольника? «Здоровьесберегающие технологии» В нашем детском саду разработан комплекс мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку условий для развития и формирования полноценной личности, сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни. Педагоги и специалисты используют в работе с детьми следующие технологии: - Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, гимнастика бодрящая, корригирующая гимнастика. - Технологии обучения здоровому образу жизни: Физкультурные занятия, ритмика, проблемно-игровые и коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье». - Коррекционные технологии: технологии развития эмоцоинально-волевой сферы, коррекция поведения, психогимнастика. Важное место в использовании технологий сохранения и стимулирования здоровья в нашем детском саду отводится обучению дошкольников правильному дыханию. Специалисты и педагоги используют методики, позволяющие обучать детей правильному носовому дыханию: парадоксальная гимнастика, звуковое дыхание. Различные атрибуты, используемые при выполнении дыхательных упражнений обеспечивают интеграцию в развитии дошкольников. Важность использования нетрадиционного материала: снежинок, ленточек, ярких трубочек, вертушек, и др. невозможно переоценить, т. к. ребенок дошкольного возраста характеризуется наглядно-образным мышлением. При использовании атрибутики дети получают массу впечатлений. Это благотворно влияет на их эмоциональный настрой, а также на весь организм в целом. Разработанные комплексы дыхательной гимнастики включаются во все виды деятельности детей в режиме дня. Большое внимание уделяется стопотерапии - профилактике плоскостопия и сохранении осанки. Рекомендуется использовать разного вида нетрадиционное оборудование: дорожек здоровья, массажных ковриков, собирательных тренажеров и многого другого, которые повышают эффективность таких упражнений. Для достижения положительного результата, данные упражнения включаются во все режимные моменты. Для укрепления здоровья ребёнка и профилактики наиболее часто встречающихся заболеваний в детском возрасте воспитателем подготовительной группы была разработана дополнительная общеобразовательная программа — дополнительная образовательная программа «Фитнес-данс» для детей 6-7 лет. Новизна программы заключается в том, что она представляет собой систему комплексных занятий на основе методик детского фитнеса с использованием современных оздоровительных технологий:
- Какие технологии становятся самыми популярными среди педагогов дошкольных учреждений? «Технология проектной деятельности» В воспитательно-образовательном процессе проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. «Технология исследовательской деятельности» Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников способность к исследовательскому типу мышления. Надо отметить, что при организации работы над проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты. - Назовите Технологию развития нестандартного видения мира, нового мышления? ТРИЗ – технология (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером. Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!». Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий. Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения. Воспитателей нашего детского сада был разработан проект «Система занятий по развитию творческого воображения у дошкольников с использованием элементов ТРИЗ — технологии». Система занятий активно используется педагогами нашего детского сада. Также проект был представлен на XII Международной Ярмарке социально-педагогических инноваций в г. Белгороде в 2014 году и рекомендован к использованию в других дошкольных образовательных учреждениях. «Личностно-ориентированная технология». Личностно-ориентированные технологии, ставят в центре всей системы дошкольного образования, личность ребёнка, обеспечение комфортных условий в семье и детском саду, бесконфликтных и безопасных условий её развития. Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде. - Технология, соединяющая в себе разные образовательные области? «Технология интегрированного занятия». Интегрирование - соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом решается несколько задач развития. В форме интегрированных занятий лучше проводить обобщающие занятия, презентации тем, итоговые занятия. «Игровая технология». Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого педагога. К игровым технологиям относятся: - игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; - группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; - группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; - группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. Помимо вышеперечисленных педагогических технологий в нашем детском саду планируется применение Технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей дошкольников: «Технология блоки Дьенеша» и «Технология палочки Кюизенера» «Блоки Дьенеша». - Ознакомление детей с геометрическими фигурами и формой, размером предметов; - Развитие мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать; - Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, воображения; «Палочки Кюизенера». Счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. Таким образом, применение педагогических технологий в образовательном пространстве нашего детского сада способствует решению первостепенной задачи развития личности ребенка в деятельности, а значит, гарантирует успех в реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.